Советы учителя-дефектолога

Кабинеты учителей-дефектологов

Десять простых советов учителя-дефектолога

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит». 
свернуть

Правильное дыхание – правильная речь

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы  можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

3.выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;

4. не поднимать плечи;

5. не надувать щеки при выдохе;

6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;

7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)

8. проводить упражнения  по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;

9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.

Для тренировки речевого дыхания рекомендуем следующие упражнения:

«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)

Взрослый и ребенок рассматривают  и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами,  понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического  дыхания)

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

«Приятный запах» (развитие речевого дыхания)

Ребенок подходят к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей, к еловой веточке и т.д., нюхает и на выдохе произносит: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

«Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

«Футболисты»

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь  забить гол  в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а  выдох был  плавным и сильным, губы «трубочкой».

«Снежинка», «Листочек»

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

«Бабочка», «Птичка», «Осенние листочки»

На уровне рта ребенка подвешены  на ниточках бумажные бабочки, птички, листочки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»)

«Кораблики»

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

«Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Пароход гудит»

Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти по середине языка.

Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

свернуть

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка

Артикуляционная гимнастика

        Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой  деятельности.

       Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

       Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

        Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

       Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

       Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.   

     Артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Работа организуется следующим образом:

       Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

       Показывает его выполнение.

       Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

       Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

       Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

        В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

         Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

       Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

        Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь правильного звукопроизношения.

      Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком.

Упражнения для губ

 1. Улыбка.

 Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

 2. Трубочка (Хоботок). 

 Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

 3. Бублик (Рупор).

 Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

 4. Улыбка — Хоботок.

 Чередование положений губ.

 5. Кролик.

 Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

 2. Улыбка — Трубочка.

 Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

 3. Пятачок.

 Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

 4. Рыбки разговаривают. 

 Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

 6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

 7. Уточка.

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

 8. Недовольная лошадка. 

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

 9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

 Если губы совсем слабые:

 — сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

 — удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

 — удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

 2. Сытый хомячок.

 Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

 3. Голодный хомячок.

 Втянуть щеки.

 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. 

Статические упражнения для языка

 1. Птенчики.

 Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

 2. Лопаточка.

 Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

 3. Чашечка.

 Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

 4. Иголочка (Стрелочка. Жало). 

 Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

 5. Горка (Киска сердится).

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

 6. Трубочка.

 Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

 7. Грибок. 

 Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

 1. Часики (Маятник).

 Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

 2. Змейка.

 Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

 3. Качели.

 Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

 4. Футбол (Спрячь конфетку).

 Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 5. Чистка зубов.

 Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

 6. Катушка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

 7. Лошадка.

 Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 8. Гармошка.

 Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

 9. Маляр.

 Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

 10. Вкусное варенье. 

 Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

 11. Оближем губки. 

 Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

 1. Трусливый птенчик. 

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

 2. Акулы.

 На счет "один" челюсть опускается, на "два" — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" — челюсть опущена на место, на "четыре" — челюсть даигается влево, на "пять" — челюсть опущена, на "шесть" — челюсть выдвигается вперед, на "семь" — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

 3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

 4. Обезьяна.

 Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

 5. Сердитый лев.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

 6. Силач.

 Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

 7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

 8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

 9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка. 

 10. Дразнилки.

 Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

 11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: 

 ааааааааааааа

 яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

 ооооооооооооо

 ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

 иииииииииииии (рот слегка открыт).

 12. Произнесите гласные звуки с голосом: 

 аaaaaaaaaaaaa

 яяяяяяяяяяяяяя

 ооооооооооооо

 ёёёёёёёёёёёёё

 иииииииииииии

 13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

 аааааэээээ

 аааааеееее

 аааааиииии

 иииииааааа

 ооооояяяяя

 аааааииииииооооо

 иииииээээээааааа

 аааааиииииэээээоооооо и т.д.

 Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

 14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

  Мал, да удал.

 Два сапога — пара.

 Нашла коса на камень.

 Знай край, да не падай.

 Каков рыбак, такова и рыбка.

 Под лежачий камень вода не течет.

 У ужа ужата, у ежа ежата.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

 1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

 Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

 2. Произвольно покашливать.

 Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

 Покашливать с высунутым языком.

 3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. 

 Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

 4. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков). 

 Глотать капли воды, сока.

 5. Надувать щеки с зажатым носом.

 6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

 7. Подражать: 

 — стону,

 — мычанию,

 — свисту.

 8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.

 Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.

 Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

 10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

 11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.

 12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

 

Развитие движений органов артикуляционного аппарата

             Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика

        Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой  деятельности.

       Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

       Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

        Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

       Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

       Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

     Артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

свернуть

Причины речевых нарушений у детей

  Становление речи у детей проходит определенные стадии развития. Сначала малыш гулит, потом лепечет, затем начинает говорить первые слова после этого предложения и, наконец, фразы. Большая роль в успешном развитии речи принадлежит родителям. Важно разговаривать с малышом, знакомить его с окружающими предметами и явлениями. Таким образом ребенок познает мир и пополняет свой словарный запас.

           Однако иногда малыш поздно начинает гулить или лепетать, его речь развивается с запозданием. К сожалению, данная ситуация сейчас не редкость. Родители, обеспокоенные развитием речи ребенка,пытаются решить проблему.   Помните, что эффективную помощь могут оказать педиатр, невролог, которые, в свою очередь, назначают медикаментозное лечение и логопед — специалист по работе с нарушениями речи.

          Родители, узнав, что у ребенка проблема с речевым развитием, сразу хотят выяснить причины возникновения данных проблем. Причины речевых нарушений разнообразны. 

Вы можете попробовать сами определить причину дефекта речи вашего ребенка, что, конечно, не отменяет необходимости консультации у специалистов. Вам потребуется помощь логопеда, консультация  невролога, а также ортодонта и отоларинголога.

   Можно выделить следующие основные причины нарушений развития речи у детей.

  • Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания. Как правило, это происходит в семьях, в которых родители не совсем понимают, что малышу нужно ежеминутное общение и что с ним надо заниматься.  Родители целыми днями работают, а ребенок при этом оказывается «заброшенным». Это вполне может нарушить развитие речи у дошкольника. В таком случае возникает педагогическая запущенность. Не стоит сразу проецировать эту проблему на себя. Возможно, это не ваш случай. Но тем не менее постарайтесь критически оценить остановку в семье. Если причина только в этом, то у малыша так называемый не осложненный вариант недоразвития речи. Справиться с ним гораздо проще, чем с осложненным.
  • Осложненной считается задержка речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это могут быть:​ ​токсикоз во время беременности;   инфекционные  заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой;   несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;  преждевременные или затяжные роды;  кесарево сечение (не стоит его считать безвредным для ребенка);  асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания).  Любая из перечисленных причин может вызвать отклонения в развитии речевых центров, которые находятся в коре головного мозга ребенка. При этом речевое развитие задерживается. Может также снизиться подвижность языка,  в  результате звукопроизношение будет нечистым, речь будет смазана.
  • Негативным фактором для развития речи ребенка являются: частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте.
  • Не последнюю роль в возникновении речевых дефектов играет наследственный фактор, то есть если в семье кто-то имеет проблемы с речью.
  • Причиной нарушений речи может быть снижение слуха.
  • Существуют причины, которые вы легко сможете определить сами:   различные врожденные или приобретенные в результате травм расщелины небе, губ, деформация зубов;   неправильный прикус;   короткая подъязычная уздечка.    Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Ребенок не может поднять язык вверх. Следовательно звукопроизношение нарушается.

       Если родителям и специалистам удалось рано обнаружить проблему и своевременно оказывать квалифицированную помощь, то её можно значительно уменьшить или даже устранить. Помочь ребенку можно! Для этого с ним надо регулярно заниматься, уделяя особое внимание трудным звукам и просто играя с ним в игры со словами. Помогите ребенку заговорить правильно!

свернуть

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушение правила здорового образа жизни. Проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому именно оттого, как будет построен учебный процесс, зависит здоровье наших детей.

Роль учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста. Необходимо сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте на своих занятиях я применяю следующие группы средств:

 

  1. Физкультминутки
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Дыхательная гимнастика
  4. Зрительная гимнастика
  5. Самомассаж
  6. Цветотерапия
  7. Применение лечебных звуков
  8. Кинезиологические упражнения
  9. Су-Джок терапия

 

Важно поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка.  Для того, чтобы сформировать у ребенка желание заниматься, необходимо создание доброжелательной обстановки на занятии, благоприятного психологического климата в процессе обучения. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей, являются необходимым условием психического здоровья.

Для создания позитивного психологического настроя в начале занятия я использую фразы:

- «Улыбнитесь!»

- «Как вы себя чувствуете?»

- «У вас хорошее настроение?»

- «Я рада вас видеть!» и т.д.

Занятия провожу в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале занятия могут стоять не более 3-5 минут. В это время проходит организационный момент, и мы играем в игры с мячом, например - «Один много», «Скажи ласково», «Повтори», «Живые цифры» и др.

 

1.Физминутки.

Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит физкультминуткам. Я стараюсь проводить физкультминутки при первых признаках утомления. Комплексы физминуток подбираю согласно лексической теме недели.

 

2.Пальчиковая гимнастика.

Проводится также согласно лексической теме недели. Провожу пальчиковую гимнастику в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, развитию речевого слуха. Эта деятельность вызывает интерес у детей, вызывает эмоциональный настрой.

Использую различные упражнения на развитие мелкой моторики: графические диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений, работа в сухом бассейне, работа в тетрадях и др.

 

  1. Дыхательная гимнастика.

 Дыхательная гимнастика может включать многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.   В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.

 

4.Зрительная гимнастика.

Основная цель проведения зрительной гимнастики – снятие зрительного напряжения, развитие глазодвигательных функций, укрепление глазных мышц. Для более четкого восприятий упражнений для глаз применяю стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой.

 

Применяю упражнение с меткой на стекле (по Аветисову)

Оно позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости. Ребенку предлагаем рассмотреть круг (цветок), наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом, например, дом и рассказать, что он там видит.

 

Пальминг (автор У.Бейтс)

 является разновидностью гимнастики для глаз и как раз-таки помогает им отдохнуть. Этот метод использую на своих занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включаю спокойную музыку или читаю стихи по лексической теме.

 

  1. Самомассаж.

На своих занятиях я использую приемы самомассажа: это массаж, выполняемый самим ребенком. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу проводим на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Процедуру самомассажа провожу в игровой стихотворной форме. Все движения должны приносить ребёнку удовольствие (использую мячики, грецкие орехи, карандаши и др. предметы). Например, с массажным мячиком: По столу я мяч катаю, из-под рук не выпускаю, взад - вперёд я мяч качу, вправо - влево, как хочу!

 

 6.Цветотерапия.

Цветотерапия – метод лечение цветом, который стал сегодня очень популярным. При помощи определенных цветов можно корректировать психоэмоциональное состояние ребенка. Для этого надо знать, как они влияют на наш организм. Во время занятий просматриваем с детьми слайды-презентации, посвящённые определённому цвету. Также дети очень любят рисовать радугу.

 

  1. Применение лечебных звуков.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. Рекомендуют «пропевать» звуки. Интенсивность пропевания должна быть разной. Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или "пропеваемых" звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

Например: гласные звуки:

А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э - улучшает работу головного мозга;

И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос;

У - улучшает дыхание.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

Ч – улучшает дыхание;

 

  1. Кинезиологические упражнения.

 Кинезиолоические упражнения по методике А.А. Сиротюк. Эти упражнения, необходимые для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е.  помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.п.

Здесь используются такие упражнения, как «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос», «Колечко», «Лезгинка», «Замок» и др. Например, кинезиологическое упражнение «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

 

  1. Су Джок терапия.

Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Поистине, удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.

Материалы, применяемые в работе:

Шарики Су-Джок, пружинки, бельевые прищепки, резиночки для волос, каштаны, грецкие и лесные орехи, горох, фасоль, рис, гречка, веточки новогодних ёлок, сосновые, еловые, кедровые шишки, мелкие предметы, различные массажёры, эспандеры, щётки, мочалки, перчатки, скрепки, мячи разных размеров, шестигранные карандаши, бумага.

 

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

свернуть

Консультация для родителей"ОККЛЮЗИЯ"

Окклюзия — это метод лечения косоглазия и амблиопии (так называемого «ленивого глаза»). Название этого способа коррекции зрения переводится с латинского как «сокрытие». Суть окклюзии в том, чтобы стимулировать плохо видящий глаз напрягаться необходимым образом. 

Зачем используют окклюзию

И амблиопия, и косоглазие доставляют воспитаннику ощутимый дискомфорт. Неравномерная передача визуальной информации мозга отчасти снижает уровень жизни и влияет на зрительную функцию в общем. 

При окклюзии же «сильный» глаз — то есть тот, что видит лучше, — закрывают на определенное время в течение дня. В таких условиях «ленивый», более слабый глаз вынужденно стремится активно участвовать в работе. 

Как проводят окклюзию

Для проведения окклюзии используют специальное приспособление — окклюдер. Им закрывают линзу на очках или же прикрепляют прямо к коже вокруг глаз. Носить его удобно детям: это наклейка из дышащего материала с гипоаллергенным клеевым покрытием, поэтому она не приносит дискомфорта и не травмирует кожу. 

Режим использования окклюдера определяет офтальмолог в зависимости от особенностей зрительного аппарата каждого пациента. 

При амблиопии

Например, при разном снижении зрения у обоих глаз могут рекомендовать закрывать сначала более слабый глаз на срок от двух до 13 дней подряд, а затем на тот же период закрывают более сильный глаз. Лечение проводят циклами и повторяют их до тех пор, пока зрение не сбалансируется. 

Лечебная нагрузка постоянно корректируется и регулируется. Так, обычно видящий хуже глаз перекрывают только на пару часов в день, а хорошо работающий — на 50–75% всего периода бодрствования. 

При косоглазии

При косоглазии режим окклюзии обычно расписывают так, чтобы один глаз был прикрыт целый день. 

Дело в том, что у людей с косоглазием мозг привыкает получать несимметричную визуальную информацию. И чем позже начинается лечение, тем эта привычка сильнее. Описываемый метод лечения назначают и перед операцией по устранению косоглазия. 

Отменяют окклюзию только при полном устранении косоглазия и восстановлении бинокулярного зрения. В некоторых случаях на это уходит несколько лет. 

Окклюзия глаза в нашем детском саду

Окклюзия — эффективный метод лечения амблиопии и косоглазия у детей. Это не быстрый, но действенный способ активизировать «ленивый» глаз, стимулировать его развитие и наладить работу глазных мышц. 

В нашем детском саду мы успешно применяем метод окклюзии по рекомендации врача офтальмолога (в зависимости от степени заболевания) и достигаем хорошие результаты. 

свернуть

Как улучшить зрение ребенку (рекомендации родителям)

В последнее время наблюдается тенденция роста числа заболеваний зрения у детей. Причины ухудшения зрения связаны с повышенными нагрузками в школе, использованием современных технологий обучения, проведение большего количество свободного времени ребенка за монитором компьютера и телевизора. Давайте разбираться: как улучшить зрение ребенку? Врачи-офтальмологи проводили множество исследований на данную тему. Решение осталось единогласным: улучшение зрения требует:

  • соблюдения режима,
  • выполнения специального комплекса упражнений,
  • здорового питания,
  • своевременного отдыха для глаз.

Системность и дисциплина должны регулироваться родителями. Только постоянный контроль над глазами ребенка сможет дать положительный результат. Сами дети, как правило, просто ленятся. Мотивируйте ребенка работать над своими глазками. Каждый родитель должен найти индивидуальный подход!

Ну а теперь давайте остановимся на конкретных пунктах более подробно. Поговорим об обязательных визитах к врачу, правильно выработанных привычках питания, соблюдении режима и в целом о полезных рекомендациях, которые помогут вашему ребенку улучшить зрение, причем сделать это максимально эффективно.

У врача

Офтальмологические осмотры должны стать обязательным условием улучшения зрения. Процесс должен постоянно контролироваться не только родителями, но и специалистами, в данном случае – офтальмологами. Что касается частоты помещения врача, вот некоторые правила:

  • Обязательная проверка зрения после рождения ребенка;
  • Проверка в 1 и в 2 года;
  • В 3 года в осмотр включается проверочная таблица;
  • Обязательный контроль проводится непосредственно перед школой (в 6-7лет).

Правила касались безоговорочных визитов к офтальмологу. Мое мнение – ребенок должен появляться у врача каждые полгода. В случае возникновения каких-либо намеков на ухудшение зрения, либо обострение ситуации, поход к окулисту должен стать незамедлительным! Родителям следует внимательно слушать рекомендации врача и лично контролировать ребенка в процессе улучшения зрения дома.

Основа – питание и профилактика

Питание ребенка – это фундамент для создания общей базы улучшения зрения. Особое внимание обратим на витамины: С, А и В2. Мы не будем затрагивать подробные функции данных витаминов в процессе работы над глазками, отметим лишь тот факт, что рацион детей в обязательном порядке должен быть разнообразным, включать в себя фрукты и овощи. А вот что необходимо периодически кушать ребенку:

  • Витамин В2: молочные продукты, печень, семечки подсолнуха.
  • Витамин C: цитрусовые, красная и черная смородина, помидоры, вишня, щавель, цветная капуста, дыня.
  • Витамин A: морковь, черника, спаржа, тыква, свекла и абрикосы.

Мы рассмотрели далеко не все компоненты получения рассматриваемых витаминов. Но это основной список, на который стоит сделать акцент. Никаких трудностей разнообразить рацион ребенка лично я не вижу. А вот приучить его правильно питаться с самого детства – крайне важно.

Что касается профилактики зрения, тут действует ряд следующих простых правил. Уже в 2-3 года можно вырабатывать у детей некоторые полезные привычки. Основные из них знакомы нам всем, но далеко не каждый родитель стремиться рассказать их своим детям. Простые частые моргания, правильно осанка, перевод взгляда с дальних на ближние объекты. Также обращаем внимание родителей на правильно организованное освещение. Если ребенок рисует, то позаботьтесь о том, чтобы создать для творчества все необходимые условия. Также рекомендуем следить за расстояние до телевизора: 2,5-5 метра должны разделять глаза и монитор.

Очки и линзы

Если ребенок видит меньше 6-ти строчек по проверочной таблице, значит врач может выписать ему очки. Очки могут стать причиной возникновения стрессовой ситуации, решение которой напрямую зависит от родителей. Объясните ребенку, что очки – это совсем неплохо, а в некоторых случаях – даже модно! Если ребенок категорически настроен против очков, значит можно прибегнуть к помощи линз. Носить линзы можно с 7-ми летнего возраста.

При средней степени нарушения зрения вовсе не обязательно носить очки постоянно. Лучше использовать очки в случае необходимости, к примеру: при близорукости – на уроках, просмотре телевизора, необходимости видения дальних объектов; при дальнозоркости – при чтении и контакте с предметами, расположенными в непосредственной близости от глаз.

Зрительная гимнастика

Следите за своевременным отдыхом глаз у своих детей. Через 30 минут занятий нужно сделать паузу. Лучше всего заполнить эту паузу выполнением простых, но эффективных упражнений для зрения. Представленные упражнения направлены именно на снижение утомительного эффекта. Выполняем каждое движение на протяжении 10-ти секунд:

  • Закрываем глаза и прикладываем к закрытым векам теплые пальцы рук. Массируем глазки по часовой стрелке;
  • Выполняем повороты глаз в стороны (10 сек), после чего закрываем глаза на те же 10 секунд;
  • Подходим к окну (советуем наклеить заранее на стекло цветную метку диаметром 5мм) и пусть глазки ребенка смотрят 5 секунд сначала на метку на стекле, а потом 10 секунд на самый дальний объект в поле видимости за окном.

Теперь вы знаете базовые рекомендации, которые позволяют дать ответ на вопрос, как улучшить зрение ребенку? При занятиях используем исключительно комплексный подход, где внимание уделяется питанию, упражнениям, соблюдению режима. Каждый родитель может приучить детей к полезным привычкам, которые в свою очередь помогут сохранить, а в случае необходимости -даже улучшить зрение, причем сделать это самостоятельно.

свернуть

Что видят дети с различной остротой зрения?

Частичнозрячие дети с остротой зрения 0,005-0,01 с коррекцией на лучшевидящем глазу на близком расстоянии (0,5-1,5 м) различают контуры объектов. Это различение грубое, без выделения деталей. Но даже оно имеет значение в повседневной жизни ребенка для ориентировки в мире предметов, его окружающих.

       Частичнозрячие дети с остротой зрения от 0,02 до 0,04 с коррекцией на лучшевидящем глазу, по выражению зарубежных тифлопедагогов, имеют «передвигательное зрение»: при передвижении в пространстве они различают на расстоянии 3–4 метров форму предметов, их величину и цвет, если он яркий. В специально созданных условиях (дополнительное освещение, уменьшение расстояния до текста и пр.) частичнозрячие, имеющие остроту зрения 0,02 на лучшевидящем глазу, могут читать плоский шрифт, рассматривать цветные и однотонные иллюстрации. Дети с остротой зрения 0,03-0,04 стремятся широко использовать зрение для чтения и письма, чем могут спровоцировать зрительное утомление, отрицательно сказывающееся на состоянии их зрительных функций. Следует помнить, что для частичнозрячих детей, несмотря на имеющееся у них остаточное зрениеосновным источником познания является осязание. Его совместное использование с остаточным зрением весьма значительно расширяет и обогащает возможности чувственного познания мира частичнозрячими детьми.

       При остроте зрения от 0,05 до 0,08 с коррекцией на лучшевидящем глазу (глубокое слабовидение) ребенок на расстоянии 4-5 метров различает движущиеся предметы, читает крупный плоский шрифт, различает плоские контурные изображения, цветные иллюстрации и контрастные изображения. У этих детей зрение остается ведущим в чувственном познании окружающего мира.

       Острота зрения от 0,09 до 0,2 позволяет слабовидящему ребенку  с помощью зрения изучать учебный материал в специально организованных условиях (при наличии специальных учебников и тетрадей, специального оборудования и пр.). Такие дети могут читать обычные книги, писать плоским шрифтом, ориентироваться в пространстве, на расстоянии наблюдать окружающие предметы, трудиться под систематическим контролем зрения.  Только для чтения и письма, восприятия картин, схем  и другой зрительной информации многим из них требуется больше времени и специально созданные условия. 

свернуть

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения

  Дети с нарушениями зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьей отличен от нормально видящего ребёнка. Перед родителями возникает задача преодоления эмоционального барьера приятия такого ребенка, врачам и педагогам следует объяснить родителям, что воспитывая ребенка с нарушениями зрения, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение – необходимое условие воспитания. Также следует выполнять рекомендации офтальмолога и соблюдать нормы гигиены охраны зрения.  Положение ребёнка с нарушением в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Огорчения родителей по поводу дефекта  ребенка или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, заставляет  ребенка фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. К такому ребенку следует относиться как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви. Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим.

Миопия (близорукость) - дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы. Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.

Гиперметропия (дальнозоркость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи. У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.

Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры. Исправляется с помощью оптической коррекции (очки). Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.

Косоглазие-заболевание, характеризующееся отклонением  глаз от совместной точки фиксации и нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения -это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного зрения  возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии, чтении, письме.

Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов  в пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.

    Для всех детей данной категории (нарушение зрение ) характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.

 Родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями зрения, следует учитывать некоторые рекомендации  по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в обучении.

1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не одевают их в окружении сверстников.

2. Рабочее место ребенка с нарушениями зрения должно быть оснащено дополнительным освещением.

3. В одежде родителю рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

4. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения домашних заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Рекомендуются дополнительные занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

5. Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).

6. Родитель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание.

7. При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

8. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.

9. Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

10. При знакомстве с объектом рекомендуется медленный темп, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

11. Следует использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).

12. Поскольку у детей с нарушениями зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой). 

13. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

14. Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий нужно хвалить ребенка не за точность воспроизведения, а за правильность понимания и выполнения задания. 

свернуть

Консультация для родителей "Научите детей смотреть телевизор"

Многие говорят: «Телевизор — это зло, от кото­рого надо оградить наших детей». Однако это мне­ние основывается на слишком скоропалительных выводах. Наверное, взрослые забыли, что когда-то сами были детьми и с упоением смотрели телеви­зионные сказки и мультфильмы.

Телевизионное ис­кусство, так же, как и кино, очень многообразно и разнопланово. Да, действительно, существуют ки­нофильмы и телепередачи, которые рано смотреть детям. Ребенку незнакомо большинство «взрослых» проблем, которые решают телевизионные персона­жи. Обладая очень чуткой восприимчивостью, де­ти погружаются в чуждый им мир острых драмати­ческих переживаний, в результате ухудшается сон, ребенок становится нервным и раздражительным.

Родителям нужно очень внимательно следить за тем, какие программы смотрит ребенок. Детские фильмы и сказки не то, что можно, а даже нужно смотреть ребенку. Надо приобщать детей к настоя­щим произведениям телевизионного искусства, вос­питывать их вкус.

Не стоит разрешать ребенку во время выполне­ния заданий смотреть даже самые увлекательные те­левизионные передачи. Концентрация внимания сразу на нескольких объектах приводит к перена­пряжению глаз.

За детьми, как известно, нужен «глаз да глаз». Обязательно следите за тем, как ваш ребенок смот­рит телевизор. Прежде всего помните о трех фак­торах, которые нужно контролировать при про­смотре телепередач: качество изображения на эк­ране, расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате.

Не садитесь слишком близко к телевизору, не ленитесь отодвинуться дальше от экрана. Лучше вообще не смотреть телевизор, чем день ото дня портить свое зрение из-за элементарной невни­мательности к предельно простым правилам про­смотра.

Как у ребенка, так и у взрослого чаще всего утомление и болезненное напряжение зрения воз­никает из-за просмотра телепередач в темноте. Де­ло в том, что глаза приспосабливаются к мраку, их чувствительность возрастает и, естественно, — изображение на экране предстает перед нами бо­лее четким и ярким. Но в то же время глаза поче­му-то быстро устают. Все очень просто — это дает о себе знать большой контраст между темнотой комнаты и ярким свечением экрана.

При просмот­ре телевизора включите в комнате верхний свет или, в крайнем случае, настольную лампу, но толь­ко так, чтобы не было отсветов в экране телевизо­ра. В солнечную погоду прикрывайте окна легки­ми шторами, так как из-за яркого солнечного света видимость на экране телевизора значительно ухудшается, создавая дополнительное зрительное напряжение.

Дети любят смотреть телевизор в самых разно­образных позах. Следите за позой ребёнка во время просмотра телевизора.

Если вы или ваш ребенок носите очки, то во вре­мя телепередачи их нужно обязательно надевать, чтобы зрение излишне не напрягалось.

Многие включают телевизор сразу, как только пришли домой, а выключают его, ложась спать. Некоторые жалуются: из-за телепередач поздно ло­жатся спать, ничего не успевают, как будто не до­гадываются, что можно просто выключить телеви­зор. В плену у телевизора нередко находятся как взрослые, так и дети. Проверьте, сколько времени в день, в неделю вы проводите у телевизора!

Зачастую утомляемость и нервозность детей свя­зана как раз с многочасовым просмотром телепере­дач. Такие нездоровые реакции возникают из-за пе­риодического изменения освещенности экрана и световых пульсаций.

Врачи пришли к выводу, что продолжитель­ность просмотра телепередач для детей до 7 лет в день не должна превышать 30—40 минут, от 8 до 12 лет — 1 часа, от 12 до 14 — 1,5 часа. От 14 до 17 лет —2 часа. Большинство врачей рекомендуют детям смотреть телепередачи не чаще 2—3 раз в не­делю. Перегрузка зрелищными впечатлениями мо­жет неблагоприятно отразиться на нервной системе ребёнка: возникнут повышенная возбудимость, раздражительность, тревожный сон.

Большинство родителей не следят за тем, какие фильмы смотрят их дети.

Если ребенок очень впечатлитель­ный, то образы страшных монстров из кинофильмов могут так сильно подействовать на его воображение, что будут мерещиться во сне и наяву. Это очень вред­но для психики ребенка. Дело в том, что психика у всех разная, но лучше все-таки не рисковать.

Если ребенок из-за болезни остался дома, то не разрешайте ему целый день смотреть телевизор, это еще больше утомит его и не будет способствовать выздоровлению.

Как и всякая зрительная работа, просмотр теле­передач нередко приводит к утомлению. Напряже­ние зрения объясняется не спецификой телевиде­ния, а дополнительной нагрузкой на органы зрения.

Близорукость, к примеру, возникает вследствие длительной и напряженной зрительной работы на близком расстоянии, зачастую выполняемой в не­благоприятных условиях освещения.

Многие дети не отказывают себе в удовольствии, расположиться у телевизора с едой. Они даже не подозревают, какой вред наносят своему желудку. Если на телеэкране демонстрируется, к примеру, фильм ужасов, то волей-неволей вы пере­живаете за персонажей. Любое волнение при про­смотре захватывающего фильма передается желуд­ку, и в результате пища переваривается неправиль­но. Регулярный просмотр телепередач во время еды может привести к заболеваниям ЖКТ или ожирению.

свернуть