Советы взрослым, которые мог бы дать слепой ребенок,
если бы его спросили
- Я нуждаюсь в большей помощи, чем другие дети. Меня надо учить делать такие вещи, которые другие дети просто перенимают, глядя на родителей. Меня необходимо учить пользоваться руками, слухом, чувствами вкуса и обоняния.
- Пожалуйста, разговаривайте со мной, потому что мне надо знать, что вы рядом.
- Предупреждайте меня, прежде чем дотронуться или сделать что-то неожиданное, так как я, не могу видеть, как ваши руки двигаются ко мне.
- Всегда будьте правдивы и честны со мной. Я должен доверять тем, кто помогает мне. Мне нужно слышать ваш смех, когда вы играете со мной, так как я не вижу вашей улыбки.
- Объясните, пожалуйста, то, что должно произойти. Я не всегда могу видеть, где вы находитесь.
- Расскажите мне, что значат пугающие шумы, и, пожалуйста, держите меня за руку при этом, чтобы вселить в меня уверенность.
- Рассказывайте мне, что вы делаете, и что происходит вокруг меня. Радио ─ хорошая вещь, но с вами не сравнить.
- Давайте мне игрушки, сделанные из дерева, шерсти и металла, а не только из пластика. Привязывайте их к кроватке, чтобы я не потерял их. Мне больше нравится играть с жесткими игрушками, которые можно жевать, но не очень маленькими, чтобы я не мог проглотить их.
- Говорите мне, что как называется, что мокрое, что мягкое, что издает приятные звуки и т. д.
- Мне нужно играть не только игрушками, но и настоящими вещами, так как это вещи, которые я должен понять. Возможно, они мне понравятся больше, чем другие игрушки.
- Разрешайте мне «помогать» на кухне. Я узнаю много с помощью пальцев и носа. Но не забудьте повернуть ручки всех кастрюль и сковородок в сторону и принять другие меры предосторожности (имеется в виду плита), так как я не вижу опасности.
- По мере роста мне необходимо познавать большой мир. Давайте мне трогать как можно больше предметов окружающей среды (овощи, фрукты, листья, шишки…).
- Когда вы играете со мной, зовите меня до тех пор, пока я не найду вас.
- Производите действия, держа меня за руки, так как я не могу обучаться им, глядя на вас.
- Научите меня самостоятельно раздеваться и одеваться.
- Помогите мне научиться чистить зубы, умываться и вытираться.
- Покажите мне, что находится вокруг меня в комнате: столы, полки, потолок, дверь, мебель. При перестановке мебели заранее предупреждайте меня об этом.
- Приучайте меня к ходьбе по лестнице, но, когда я учусь ходить, обязательно следите, чтобы на лестнице были перила (загородка).
- Выводите меня на улицу играть в любую погоду. Пожалуйста, не закладывайте мне уши. Они мне необходимы, чтобы узнавать направление.
- Я такой же, как и другие дети, и люблю играть с другими. Не слишком беспокойтесь, если я получу пару синяков.
- Разрешайте мне помогать ухаживать за маленьким ребеночком. Это мальчик или девочка? А я мальчик или девочка? Важно, что бы я знал разницу.
- Если мне необходимо носить очки, следите, чтобы я неукоснительно выполнял предписание врача.
- Если кроме меня в семье еще кто-нибудь носит очки, следите, чтобы я носил свои собственные и узнавал их.
- Если очки мне необходимы, то обязательно имейте запасную пару.
- Проверяйте, чтобы мои очки были мне удобны, я могу «вырасти» из них. Следите, чтобы дужки плотно цеплялись за уши и очки не соскальзывали.
- Когда очки сняты, убедитесь, что они не лежат стеклами вниз, так как легко могут поцарапаться и испортиться.
- Грязные стекла вызывают напряжение зрения, так что следите, чтобы они были чистыми. Когда протираете стекла, используйте мягкий материал, который не царапает поверхность линз (пластиковые линзы безопаснее, но они легче царапаются).