СППС информирует

Социально-педагогическая и психологическая служба (далее – СППС) обеспечивает социально-педагогическую поддержку воспитанникам и оказывает им психологическую помощь.

Целью деятельности СППС является содействие социальной адаптации воспитанников и оптимизация образовательного процесса. В задачи службы входит обеспечение социально-педагогической поддержки и оказание психологической помощи субъектам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации воспитанников, защиты их прав и законных интересов.

Направления профессиональной деятельности специалистов СППС:

Информационно-аналитическая деятельность – изучение и анализ положения детей в учреждении образования, сбор информации о несовершеннолетних и их семьях, формирование банков данных всех категорий, анализ полученных данных; сбор данных о социальной инфраструктуре микрорайона яслей-сада, анализ полученных данных, составление социально-педагогической характеристики микрорайона учреждения образования и др.

Профилактико-просветительская деятельность – мероприятия:

по повышению психолого-педагогической и правовой культуры педагогов и родителей;

профилактике насилия в отношении несовершеннолетних,

по вопросам развития и социализации личности;

по тематическим дням.

Формы работы: выступления на родительских собраниях, педагогических советах; взаимодействие с субъектами профилактики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Диагностическая деятельность – это психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности несовершеннолетних, взаимодействия со сверстниками, изучение социальной ситуации развития в целях организации индивидуального подхода в воспитательном процессе, определения стиля педагогического взаимодействия с детьми; изучение социально-психологического климата коллектива; изучение состояния детско-родительских отношений, внутри семейной обстановки; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

 

Коррекционно-развивающая деятельность – это адаптационные мероприятия, коррекция эмоционально-поведенческих нарушений, мероприятия, направленные на развитие личности, ее самосовершенствование и социализацию.

Консультационная деятельность – это проведение консультаций с родителями, педагогами.

Охранно-защитная деятельность – это изучение положения детей в семье, выявление и устранение причин и факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни, с использованием критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних, защита прав и законных интересов детей в различных правоохранительных и правозащитных органах и организациях; взаимодействие с органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждениями и организациями, занимающимися вопросами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социальными институтами, занимающимися вопросами социализации.

Методическая деятельность – это участие в работе педагогических советов, разработка или подборка методических рекомендаций, памяток, материалов для тематических выступлений, оформления стендов для различных категорий и др.

Работа по повышению профессионального уровня – это работа по самообразованию; повышение квалификации; аттестация; изучение и обобщение лучшего психолого-педагогического опыта.

Основные понятия, используемые в работе педагогов СППС учреждений образования с семьей

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия. (Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 г. №200-З)

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, несовершеннолетние члены которой находятся в социально опасном положении, а также семья, где родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетних не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. (Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 г. №200-З, который дополнен статьей 301 «Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища»)

К несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите, относятся:

-дети-сироты;

-дети, оставшиеся без попечения родителей;

-несовершеннолетние, признанные КДН или органом опеки и попечительства нуждающимися в государственной защите из числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении.

Критерии и показатели социально опасного положения 

Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего

Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего

1. Родителями не
удовлетворяются
основные жизненные потребности
ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без
пищи
родители допускают систематическое отсутствие
пищи, предназначенной для питания ребенка (детей)
(для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей
дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью
ребенка соответствующего возраста
родители допускают проживание ребенка (детей) в
жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов
либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения
о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной
безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара
родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью
родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой
форме его получения)

2. Родителями не
обеспечивается надзор за поведением
ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок
совершает деяния,
содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте
до 14 лет неоднократно в течение года установлены
факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об
административных правонарушениях в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте
старше 14 лет в рамках административного либо
уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок
(дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности

3. Родители ведут
аморальный образ
жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или)
жестоко обращаются с ним (ними),
в связи с чем имеет
место опасность
для жизни и (или)
здоровья ребенка
(детей)

в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных
статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об
административных правонарушениях
в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных
напитков, по результатам чего к ним применялись
меры профилактического воздействия
установлены факты жестокого обращения родителей
с ребенком, физического и (или) психологического
насилия по отношению к нему

 

Телефоны помощи: