Обо всем!

Как обнаружить нарушение зрения?


Следить за зрением ребенка необходимо с самого рождения. Первый раз посетить
офтальмолога надо еще с новорожденным. Это поможет определить наличие серьезных дефектов. Очень грубая патология видна сразу. Примерно до трех месяцев глазки малышей могут «бродить», то есть расходиться и сходиться в разные стороны, потом это проходит.


Задача мамы — наблюдать за малышом: как он реагирует на свет, смотрит на игрушки. Если появляется раздражение, светобоязнь, слезоточение — обязательно обратиться к специалисту.


Вообще, косоглазие — это серьезное заболевание с косметическим дефектом, при этом нарушается гармоничное развития ребенка. Слабый глаз не может развить нормальное зрение. Если ребенок страдает косоглазием долгое время, это отражается на его характере отрицательным образом, вызывая замкнутость, озлобленность и т. п. Чаще всего заболевание возникает в первые два года. Некоторые родители связывают появление косоглазия с перенесенным гриппом, острыми респираторными вирусными инфекциями, а также после испуга, ушиба при падении и пр.


Решить все вопросы, связанные с возникновением и последующим лечением косоглазия,  можно только с участием детского глазного врача. Если больше косящий глаз хуже видит, считается, что это амблиопия, т. е. понижение зрения от бездеятельности. Ее лечение состоит в основном в выключении из акта зрения (заклейки) лучше видящего глаза. Методика лечения определяется офтальмологом строго индивидуально для каждого ребенка. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов вернуть глазам здоровье и нормальный вид.


В чем заключается работа по корректировке зрения в детском
саду? 

Все начинается с осмотра. Он проводится ежемесячно и чаще, в зависимости от назначения лечения. Осенью — в начале учебного года — намечается индивидуальный план лечения на текущий год, весной — выявляются результаты. Дети проходят полный курс необходимого лечения, включающего в себя несколько направлений: плеоптика (ношение очков, занятия на аппаратах), ортоптика, медикаментозное (амбулаторное), оперативное, послеоперационная реабилитация (диплоптика). В программу входит и подготовка к школе. При необходимости мы направляем детей с родителями на консультации в медицинские офтальмологические центры.


Возможно ли полное восстановление зрения?


Да, возможно. Все зависит от сложности заболевания. Из нашего детского сада уходят в школу с полностью восстановленным зрением 98% детишек. Но даже работая с теми малышами, которые приходят к нам с врожденными аномалиями и прогрессирующими заболеваниями глаз, нам удается если не полностью вылечить, то хотя бы стабилизировать течение болезни и держать его на одном уровне.


Каковы же причины слабого зрения?


Основные — это наследственность, патология развития, особенности организма и окружающие факторы. Причиной косоглазия могут быть дефекты в развитии мышечного аппарата глаз, поражение центральной нервной системы. Часто зрение у детей понижается из-за дефектов оптики глаза — близорукости, дальнозоркости, астигматизма и др. Они нередко сочетаются с такими заболеваниями, как косоглазие, нистагм и т.п.


Нарушение зрения сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающей действительности. У них изменен или замедлен процесс зрительного восприятия, что сопровождается нечеткостью, фрагментарностью, схематизмом образа окружающего мира. Дети не видят вообще (или видят, но с искажением объема) высотные здания, птиц, деревья, насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве.


Подобная ситуация порождает серьезные психологические проблемы у детей и развиваются комплексы, которые усугубляются длительностью лечения. Поэтому очень важно помочь ребенку эффективно использовать осязание, слух, двигательно-тактильную чувствительность, что в какой-то мере компенсирует зрительный недостаток.
Малыши еще не понимают своей проблемы.

Дети постарше уже чувствуют: что-то не так. Ведь им приходится носить очки, заклейку, да и видят они плохо. Из-за этого становятся тревожными, эмоциональными, чувствительными, восприимчивыми, вспыльчивыми, плаксивыми, обидчивыми.


Чтобы помочь ребенку снять психологическую нагрузку следует учить ребенка не воспринимать это как недостаток. Объяснить, что не все люди одинаковы, у каждого есть особенности. Надо бороться, лечиться, чтобы избавиться от проблемы. Очень важно всем взрослым — и родителям, и педагогам — объяснять здоровым детям, что нельзя смеяться над ребенком с плохим зрением, ведь ему труднее ориентироваться в жизни, а
значит, он нуждается в помощи. И обязательно делать акцент на положительные качества такого малыша: зато он хорошо рисует, поет и т.д.


Самого малыша надо тоже учить идти на контакт со сверстниками, быть добрым, отзывчивым. А если все-таки в его поведении появились признаки агрессии, снять их можно адекватными формами выплескивания гнева (мять газету, пластилин, бить подушку, пинать мягкую вещь, пускать мыльные пузыри).

Снять тревожность, погасить агрессию, избавиться от капризов и непослушания помогают такие приемы.


1. По дороге домой беседуйте с ребенком. Спрашивайте, что он видит впереди, слева, справа. Начиная с простого, задания можно усложнять: «Что находится слева от машины, от дома, от забора?» Такие занятия расширяют поле зрения, кругозор, улучшают пространственное видение. 

2. Дома после проведения обязательной зрительной гимнастики предложите малышу специальные игры. Например, с крупами: рассыпьте и перемешайте несколько видов крупы (гречка, рис, горох). Ребенок должен разобрать их. Или насыпьте в чашку любую крупу и спрячьте в нее мелкие игрушки — пусть ищет. Такой способ хорошо снимает полученный за день негатив. 

3. Перед сном обязательно приготовьте сыну или дочке теплую ванну (можно с успокаивающими травами), но принимать ее надо не более 20 минут. 

4. Поиграйте с малышом, когда он уже в постели. Вы говорите: «Солнце» — ребенок лежит расслабленно на спине. «Ветер» —  мышцы напрягаются. Повторите несколько раз. Закончите командой «Солнце». Потом погладьте ручки-ножки и спросите, какое состояние приятнее (конечно, расслабленное). Непоседа должен сам научиться снимать напряжение и управлять своим поведением.  

5. Продумайте свой собственный ритуал укладывания спать: погладить, обнять, укутать, поцеловать, сказать нужные, ласковые слова. 

Добрая, спокойная домашняя обстановка настроит малыша на положительный лад, он поймет, что его любят, о нем заботятся и пытаются помочь.